Главная
Информация о нас
Есть мнение
Публикации
Спроси у аналитика
Библиотека
Психологические тесты
Психика и болезни тела
Пси в интернете
Книжные магазины




Свобода через связывание.

Из книги И.Кренц "Свобода через связывание. О психодинамической телесной психотерапии" (Freedom through Bonding. On the Nature of Psychodynamic Bodytherapy - Hamburg, 1999).

Подтверждение этих потребностей организмом матери имеет далеко идущие последствия для психофизического развития ребенка. Здесь рассматриваются нижеследующие 4 уровня (уровни, которые имеют особую значимость в телесно-психотерапевтической практике).

Опыт научения на телесном уровне
На этом наиболее фундаментальном уровне индивид познает, что он может доверять своим телесным импульсам и следовать им. Плод может отдать себя пульсациям жизни: чередованию активности или пассивности, напряжения или расслабления, активного "делания" или простого присутствия. Саморегулирующиеся вегетативные функции его тела могут развиваться беспрепятственно. Тело ребенка испытывает наслаждение в океаническом, насыщенном энергией существовании и беспрепятственном движении в пространстве. Индивид на этом уровне привязан к своему телесному "Я" (self). Я - это мое тело, мое тело - это Я.

Опыт научения на психологическом уровне
Неосознаваемое эмоциональное существо занимает центральное место в опыте объединительной привязанности. Ребенок живет в своем бессознательном. В течение всей жизни он не оставит этой основы своего бытия. Бесознательное будет отодвигаться все дальше и дальше на задний план, в то время как осознаваемые чувства и действия происходят из этих "диффузных истоков": возникают идеи, являются озарения-инсайты, поднимаются эмоции, слова приходят как бы сами собой и т.д . Датский специалист по психологии развития Фоссен (Vossen) описывает это следующим образом: "Этот способ выражения затрагивает [...] индивида до такой степени, в которой он диффузно, эмоционально, неясно сознательно или бессознательно участвует во взаимодействии с миром, с людьми и своим собственным опытом. Это опыт того, чтобы быть участником, быть включенным и принятым, [...] быть связанным с другими, быть эмоционально вовлеченным, позволять чему-либо происходить или что-либо испытывать. Это относится к объединяющей части опыта и [всей] личности; создает основу, сердцевину и цельность индивида, его интеграцию. Это - матрица всего опыта, всех эмоций" (Vossen, 1970). Один из первых психоаналитиков Отто Ранк высказывает сходную точку зрения в примечательном утверждении, связывающем эмбриональный опыт с бессознательным и фрейдовским "Оно" ("Ид"): "первично психологическое, истинно бессознательное, оказывается эмбриональным аспектом психики, который существует неизменноым в растущем "Я". Этот аспект подразумевается в психоанализе под термином "Ид" (цит. по Janus, 1993). Говоря кратко: испытываемый индивидом эмоциональный опыт формирует его психологическое "Я". Я - это мои эмоции, мои эмоции - это Я.

Опыт научения на социальном уровне
На уровне отношений - в данном случае полной зависимости от матери - индивид познает на самом фундаментальном уровне, что он может создавать свою целостность в отношениях с другими. А именно то, что "внешний" мир может бережно хранить и поддерживать его. Это - основа базового чувства доверия, которое позволяет людям вступать в близкие взаимоотношения и является существенным для мгновений блаженства, испытываемого в моменты подчинения или [эмоционального] слияния с ними. Здесь находятся корни стремления мирно сосуществовать во взаимном согласии и способности эмоционально резонировать с другими человеческими существами. Это индивидуальный опыт соединения собственного "Я" с "Я" других людей. Я - это ты, ты - это я.

Опыт научения на духовном уровне
То, что существование до рождения может включать ощущения, которые можно описать не иначе, как духовные - это наблюдение, которое неоднократно упоминает С.Гроф в своих описаниях опыта, полученного людьми под воздействием ЛСД: "Опыт непотревоженной пренатальной жизни [...] включает блаженное, неразделяемое, океаническое состояние сознания [...] опыт космического единства [...] участники экспериментов заявляют о полной потере своего "Я" и в то же время говорят, что их сознание расширилось настолько, чтобы воспринимать всю вселенную. Они чувствуют себя поглощенными благоговением, смиренными и совершенно незначительными и в то же самое время испытывают чувство потрясающего достижения [...] иногда даже идентичности со Всевышним... Это чувство слияния с окружающим миром и ощущения единства воспринимающего с воспринимаемым объектом" (Grof, 1983; in Janus, 1993). Для достижения подобных состояний психодинамическая телесная психотерапия не использует медикаментов, но именно это происходит с помощью психотерапевта, который символически выполняет роль заботливого "как бы" - внутриутробного окружения. Это столкновение может приводить к достижению духовного опыта, который произрастает из глубинного контакта с другой личностью. С этой точки зрения духовные привязанности очень тесно переплетаются с социальными привязанностями. Они проявляют себя в чувствах привязанности и любви к другим людям, человечеству в целом, природе и другим живым существам. Индивид ощущает себя взаимосвязанным со всем сущим. Я - это все, все - это я.

Комментарий переводчика.
Описываемые И.Кренц психологические состояния, используемые в телесной психотерапии (см. выше) - "мгновения блаженства и эмоционального слияния" или "слияния с окружающим миром" - это и есть упомянутые нами ранее измененные состояния сознания. Когда взрослый человек испытывает особые состояния сознания, как бы возвращаясь в детство, в период внутриутробного развития и связанные с переживанием океанического блаженства, единства со всей Вселенной, возвышенного экстаза, "прорыва" в сферы высшего состояния бытия и сознания и проч.- то ранее казавшиеся для него неразрешимыми проблемы становятся мелкими и несущественными. А обременявшие его стрессы, навязчивые негативные мысли и банальные житейские перипетии, до того занимавшие его чувства, как бы растворяются в этом состоянии единства с миром... и уходят прочь. Подобный способ выхода за пределы обыденности и разрешения, "снятия" противоречий - фундаментальный механизм психотерапии (впрочем, общий с религией - особенно наглядны здесь параллели с восточными религиозно-философскими воззрениями о единстве мира).