|
Типичные признаки и симптомы психических заболеваний (2 часть).
А. Формы нарушения мышления
1. Умственная недостаточность: расстройство, проявляющееся в поведении или психологической сфере в виде не совсем адекватных реакций на определенные события, связанные с пережитым горем или болезнью.
2. Невроз: психические нарушения, при которых оценка реальных событий не нарушена, а симптомы болезни проявляются как эго - дистония (ощущение горя или неприятных переживаний); нарушения поведения обычно не выходят за пределы общественных норм, и обычно больной может с ними справиться или же они исчезают без лечения.
3. Психоз: неспособность отличить реальность от выдумки; нарушения оценки реальных событий и создание в своем воображении другой действительности.
4. Оценка реальных событий: объективная оценка и суждение об окружающем мире.
5. Нарушения формального мышления: нарушения, касающиеся формы, а не содержания мыслей; мышление характеризуется нарушением ассоциаций, неологизмами и алогичными построениями мыслей, такие нарушения мыслительного процесса рассматриваются как проявление психоза.
6. Нелогичное мышление: мышление, характеризующееся ошибочными заключениями или внутренними противоречиями, расценивается как проявление психопатологии только при наличии выраженных нарушений и только в том случае, когда оно не связано с культурными особенностями или снижением интеллекта.
7. Фантазирование (дереизм): умственная деятельность, не согласующаяся с логикой или опытом.
8. Аутистическое мышление: мышление, которым выражаются только собственные желания, которое не связано с реальной жизнью, поглощенность своими личными, внутренними переживаниями; термин является в некотором роде синонимом дереизма.
9. Магическое мышление: форма дереистического мышления; форма мышления, сходная с предоперациональной фазой у детей (Пиаже), при которой мыслям, словам или действиям приписывается сила (например, они могут вызвать или предотвратить какое - либо событие).
10. Конкретное мышление: буквальное мышление, ограниченное применением метафор без понимания нюансов их значения, понимание всего лишь в одном измерении.
11. Абстрактное мышление: умение уловить нюансы значения; многомерное мышление со способностью правильно использовать метафоры и гипотезы.
Б. Специфические нарушения мышления
1. Неологизм: новые слова, созданные больным, часто путем комбинирования слогов, взятых из разных слов; нарушение обусловлено психопатологическими особенностями. 2. Словесная окрошка: бессвязная смесь слов и фраз.
3. Обстоятельность мышления: вязкая речь, которая с трудом может выразить мысль, причем иногда окончание не соответствует началу данной мысли, а выражает желаемую цель; характеризуется чрезмерной детализацией, изобилием вводных слов и замечаний.
4. Тангенциальность: неспособность к целенаправленным ассоциациям в мышлении; больной никак не может добраться от начала мысли до желаемой цели.
5. Инкогерентное (бессвязное) мышление: дезорганизованная речь, которую в целом невозможно понять, так как она состоит из набора слов без всякой логической или грамматической связи.
6. Персеверации: неоднократное повторение ответов на предыдущие стимулы, после того как уже предъявлен новый стимул; нарушение часто связано с органическим заболеванием головного мозга.
7. Конденсация: слияние различных концепций в одну.
8. Иррелевантные ответы: ответ, который не соответствует заданному вопросу.
9. Избыточность ассоциаций: поток мыслей, при котором постоянно происходит их сдвиг с одного предмета на другой, не обусловленный логической связью, при значительной степени выраженности мышление становится бессвязным.
10. Разорванное мышление (derailment): постепенное или внезапное отклонение в мыслительном процессе без блокирования, иногда используется как синоним нелогичности ассоциаций.
11. Полет мыслей: быстрая, непрерывная вербализация или игра слов, обусловленная сдвигом с одной идеи на другую, однако обнаруживается тенденция к некоторой логической связи этих идей в единое целое, и при менее тяжелой форме удается понять, что больной говорит.
12. Нечленораздельные звуки в мышлении: ассоциация слов, сходных по звучанию, но не по значению, набор слов, не объединенных логической связью, который иногда может включать рифмы и каламбуры.
13. Блокирование: резкий обрыв мысли до того, как она завершается; после короткой паузы субъект может вспомнить, о чем он говорил или что собирался сказать (нарушение называется также депривацией мыслей).
14. Глоссолалия: выражение мысли непонятными словами (известное также как "разговор на другом языке").
В. Нарушения речи.
1. Речь с нажимом: речь быстрая, многословная и труднопрерываемая.
2. Многословие (логорея). Обильная, когерентная, логическая речь.
3. Скудный запас слов: олигофазическая речь: употребление в речи ограниченного числа слов, односложность ответов.
4. Скудность смыслового содержания речи: речь по форме адекватная, с достаточным количеством слов, но содержит мало информации из - за пустоты или стереотипно повторяемых фраз.
5. Диспросодия: потеря нормальной мелодики речи (называемой просодией).
6. Дизартрия: трудности в артикуляции, а не в нахождении слов или в грамматике,
Г. Афазические нарушения (нарушения в языковом выражении).
1. Моторная афазия: нарушение речи из - за органического поражения мозга, при котором понимание сохраняется, но утрачивается способность говорить (называется также афазией Брока или экспрессивной афазией).
2. Сенсорная афазия: утрата способности понимать значение слов или использовать предметы по назначению называется также афазией Вернике или рецептивной афазией.
3. Номинальная афазия: нарушение способности называть имена или предметы.
4. Синтаксическая афазия: неспособность объединить слова в соответствующей последовательности.
5. Жаргонофазия: все используемые слова являются неологизмами; повторение бессмысленных слов с различными интонациями и модуляциями.
6. Глобальная афазия: сочетание грубой моторной и сенсорной афазии.
7. Афазия при сохранности речи: неспособность понимать устную речь при наличии собственной речи, беглой, но непонятной.
Д. Нарушения содержания мыслей.
1. Скудное содержание речи: речь, которая содержит мало информации ec - за неотчетливости, повторов или нарушения построения фразы.
2. Сверхценные идеи: мысли, содержащие и стойко сохраняющие неадекватные утверждения: не так устойчивы, как бредовое мышление.
3. Бред: ложные утверждения, основанные на неправильных выводах относительно внешних явлений, не соответствующие культурному уровню и интеллекту больного, которые нельзя скорректировать.
а) Причудливый бред: абсурдные, неправдоподобные, странные утверждения (например, больному вживляют в мозг электроды пришельцы из космоса).
б) Систематизированный бред: ложное утверждение или система взглядов, объединенные вокруг одной единственной темы (например, больного преследует Центральное разведывательное управление. Федеральное бюро расследований или его шеф).
в) Бред, обусловленный настроением: бред, содержание которого соответствует настроению (например, депрессивный больной полагает, что он виноват в разрушении мира).
г) Бред, не связанный с настроением: бред, содержание которого не соответствует настроению (например, депрессивный больной считает, что он является новой Мессией).
д) Нигилистический бред: ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира.
е) Бред обнищания: ложное мнение больного о том, что его ограбили или ограбят, и он лишится всех материальных ценностей.
ж) Соматический бред: ложное мнение больного относительно состояния своего организма (например, больной считает, что его мозг гниет или тает).
з) Параноидный бред: включает бред преследования, отношения, воздействия и величия (последний необходимо отличать от параноидного мышления, при котором выраженность нарушений меньше, чем при бреде).
и) Бред преследования: ложное мнение больного о том, что его мучают, обманывают или преследуют; часто обнаруживается у больных, склонных к сутяжничеству, которые стремятся применить законные действия против мнимых преследователей.
к) Бред величия: сильная переоценка собственной важности и значимости или отождествление себя с кем - то другим.
л) Бред отношения: ложное мнение о том, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему; событиям, предметам, другим людям приписывается особая значимость, обычно негативная, вытекающая из идей отношения, так как больному кажется, что окружающие все время говорят о нем. Идеи отношения не столь устойчивы, как бред отношения.
м) Бред самообвинения: ложное ощущение собственной вины. угрызения совести.
н) Бред воздействия: ложное ощущение больного, что он находится под влиянием чьих - то желаний и идей или же что его контролируют какие - то внешние силы.
1. Бред овладения, внешней и внутренней раскрытости: заключается в том, что какие - то люди или силы крадут у больного из мозга его собственные идеи.
2. Вкладывание (навязывание) мыслей; больной считает, что ему вкладываются чужие мысли посторонними людьми или какими - то внешними силами.
3. Транслирование мыслей по радио: больной считает, что его мысли слышат другие люди, так, как если бы их передавали по радио.
о) Бред измены (бред ревности): ложное утверждение, являющееся результатом патологической ревности и заключающееся в том, что больному (больной) изменяет возлюбленная (возлюбленный).
п) Эротомания (любовный бред): бредовое ощущение, почти всегда наблюдающееся у больных женского пола, что в них влюблен какой - то мужчина (называется также синдромом Clerembault).
р) Истерические фантазии: фантазии, в которые лицо, высказывающее их, начинает верить и действовать в соответствии с ними.
4. Одержимость какой - то идеей: сосредоточенность мыслей на какой - то определенной идее, связанной с сильным аффективным переживанием, например, параноидные или суицидальные тенденции.
5. Эгомания: патологическая фиксация на собственных переживаниях.
6. Мономания: патологическая фиксация на одном - единственном объекте.
7. Ипохондрия: чрезмерная фиксация на своем собственном здоровье, которая не основывается на наличии реальной болезни, а является результатом патологической трактовки нормальных симптомов и ощущений.
8. Навязчивости: наличие патологических мыслей или ощущений, устойчивых и не поддающихся разубеждению путем логических доводов, эти нарушения сопровождаются повышенной тревожностью.
9. Компульсивность: патологическое влечение и потребность подчиняться импульсам; если больной сопротивляется этим импульсам, у него развивается сильная тревожность; повторение одних и тех же действий в ответ на навязчивость или выполнение какого - либо действия соответственно определенному ритуалу, без адекватного завершения этих действий, успокаивает больного, как бы устраняя какую - то грядущую опасность.
10. Фобии: устойчивый, безрассудный, чрезмерный патологический страх перед какими - то определенными явлениями или ситуациями; в результате возникает непреодолимое желание избежать действия раздражителя, вызывающего страх.
а) Простая фобия, проявляющаяся в боязни определенных предметов или ситуаций (например, боязнь пауков и змей).
б) Социальные фобии: боязнь публичного унижения, выступления перед аудиторией, необходимость совершить какое - то действие или участвовать в трапезе в присутствии других людей.
в) Акрофобия: боязнь высоты или высоких мест.
г) Агорафобия: боязнь открытых пространств. д) Альгофобия: боязнь боли.
е) Клаустрофобия: боязнь закрытых пространств.
ж) Ксенофобия: боязнь незнакомых лиц.
з) Зоофобия: боязнь животных.
11. Ноэзис (Noesis), бред мессианства: больного озаряет идея о том, что он является избранником для осуществления какой - то великой цели, руководителем и вождем других людей.
12. Бред мистический: ощущение своей таинственной связи с божественной силой.
|
|